Разделы сайта
Последние новости
Поздравляем!
Гоша Никита , ученик 10 «А» класса в составе сборной города Пскова в упорной борьбе в Финале Чемпионата Северо – Западного Федерального округа ШБЛ « КЭС – баскет» занял 3 место. Главный тренер команды Рябова Анна Вячеславовна, учитель физической культуры лицея.
От всей души поздравляем Никиту и Анну Вячеславовну с призовым местом и желаем новых дальнейших побед!!!
Уважаемые обучающиеся лицея и родители!
В новом учебном году открываются новые места дополнительного образования по направленностям:
- естественнонаучная « Практическая биология» для классов медицинского профиля;
- техническая. Робототехника « Юный техник» - начальный уровень, для детей 7-9 лет.
Приказ о мерах по обеспечению безопасности
prikaz-57-1.pdf [2,45 Mb] (cкачиваний: 41)
prikaz-32.pdf [1,58 Mb] (cкачиваний: 33)
Об усилении мер безопасности МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ ПИСЬМО от 11 мая 2021 года № СК-123/07 Об усилении мер безопасности
В целях усиления мер безопасности, повышения состояния защищенности от угроз криминального характера и террористических угроз образовательных организаций Минпросвещения России обращает внимание на необходимость максимального контроля в части создания условий, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья обучающихся и работников образовательных организаций.
Необходимо выработать дополнительные меры с учетом анализа обстановки в субъекте Российской Федерации, провести проверки состояния защищенности организаций, организовать разъяснительную работу в педагогических коллективах, провести классные часы о законопослушном поведении, общешкольные родительские собрания.
Дополнительно Минпросвещения России направляет рекомендации по организации действий участников образовательных отношений в кризисных ситуациях.
С.С. Кравцов

Приложение

Рекомендации
по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений
Разработка кризисного плана необходима для организации эффективных действий всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации. Каждой общеобразовательной организации рекомендуется иметь план действий в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС). План безопасности включает разные компоненты и направлен на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников.
Антикризисный план должен включать в себя следующие блоки: организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действий в ЧС);
методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы); ресурсный (материально-технические и кадровые вопросы). Каждый блок формируется с учетом и в зависимости от следующих факторов: типов чрезвычайных ситуаций;
какие признаки определяют кризисный характер этих событий; каков алгоритм действий;
каким образом и по каким критериям определять и сортировать медицинскую и психологическую травмы;
как выявить учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация;
порядок действий в отношении обучающихся, сотрудников, родителей, СМИ; какие дополнительные, внешние ресурсы могут быть использованы и каким образом;
кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки и изменения кризисного плана;
какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести;
как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действий в самой образовательной организации.
Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей (ход действий, время, место, ответственный, технические средства и т.д.). Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные команды. Каждый член такой команды должен знать:
кто отвечает за оповещение всех членов команды при необходимости; кто регулирует и выстраивает системы коммуникации; кто и каким образом обеспечивает контроль слухов;
кто обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную и медицинскую), взаимодействует со СМИ;
кто обеспечивает эвакуацию и перевозку; кто проводит индивидуальное и групповое консультирование; кто планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации. Опыт показывает, что за каждую функцию должны отвечать 1-2 члена команды. Важно помнить о том, что контактная информация о команде должна быть доступна и размещена около телефона, на доске объявлений и т.д.
На эффективность работы антикризисной команды будет влиять четкость и слаженность совместных действий ее членов. С этой целью с членами антикризисной команды регулярно проводятся тренинги и учения.
Очень важно, чтобы работа антикризисной команды проводилась при поддержке внешнего консультанта, оказывающего помощь как на стадии формирования команды, ее обучения, так и при действии в ЧС (этим специалистом должен быть представитель антикризисного подразделения или городской службы экстренной психологической помощи). В круг вопросов, решаемых представителем антикризисного подразделения, входят:
консультации и поддержка антикризисной команды;
оказание помощи при проведении дебрифинга1;
____________________________
1 Дебрифинг; психологический дебрифинг – одноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму.
предупреждение синдрома «сгорания» у членов антикризисной команды.
В кризисных ситуациях собственных ресурсов образовательной организации часто оказывается недостаточно. Именно поэтому необходима координация работы с региональными антикризисными подразделениями.
При планировании действий по оказанию помощи в кризисных ситуациях важно учитывать реальные потребности пострадавших. Это и желание выжить, спастись и как можно оперативнее установить контакт с близкими, и получение информации о происходящем с целью осмысления ситуации и ориентации в новых условиях, и стремление к установлению контроля над происходящим. В условиях экстремальных и кризисных ситуаций необходимо соответствующее обращение к пострадавшим и лицам, вовлеченным в них. Наиболее важным стабилизирующим фактором в условиях экстремальной или кризисной ситуации является восстановление веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.
Члены антикризисной команды должны иметь представление о биологических и психологических проявлениях, характерных для острой реакции на стресс.
При планировании шагов по оказанию помощи необходимо учитывать как минимум три аспекта, определяющих первоочередность в оказании помощи: аспект физической близости к месту события (за пределами зоны бедствия, в пределах слышимости, рядом с зоной бедствия, в центре зоны бедствия); социально-психологический аспект (в число наиболее уязвимых и нуждающихся в поддержке попадают различные группы людей, среди них - те, кто идентифицирует себя с жертвой или уподобляется жертвам; знакомые, дальние родственники или близкие друзья, непосредственно семья), в качестве третьего аспекта выступает население группы риска (крайне чувствительные люди, люди переживающие сложный личный или социальный кризис, люди, потерявшие близких за последний год или имеющие свежую подобную травму). В число таких лиц прежде всего попадают (по степени травматизации) травмированные дети, семья, родители, свидетели события, друзья пострадавших, одноклассники, педагоги, персонал образовательного учреждения, администрация учреждения, представители вышестоящих организаций.
Ознакомление сотрудников с планом поведения в кризисной ситуации, обсуждение технических и психологических моментов поведения в таких ситуациях, проведение тренировочных сборов - все это необходимо, чтобы план оказался действенным.
Минпросвещения распорядилось усилить защищенность школ и детских садов
Министр просвещения Сергей Кравцов подписал письмо для регионов с рекомендациями усилить меры безопасности в школах, детсадах и других образовательных организациях. Теперь придется создать антикризисную команду и составить кризисный план.
Рекомендации подготовили в связи с трагедией в казанской гимназии № 175. Министерство распорядилось выработать дополнительные меры с учетом анализа обстановки в регионе, провести проверки состояния защищенности организаций, организовать разъяснительную работу с педагогами, провести классные часы и общешкольные родительские собрания.
Мероприятия можно включить в антикризисный план. Министерство рекомендует его разработать, чтобы организовать эффективные действия всех участников образовательных отношений в чрезвычайных ситуациях.
Антикризисный план должен включать три блока:
1) организационный – кто будет отвечать за планирование и порядок действий в ЧС;
2) методический – выявляют критерии для оценки эффективности работы;
3) ресурсный – материально-технические и кадровые вопросы.
Опирайтесь на документы, которые разработали по антитеррористической безопасности. Подробнее читайте в рекомендации «Какие документы по антитеррористической защищенности должны быть в детском саду и школе».
Минпросвещения обращает внимание, что необходимо неукоснительного соблюдать требования к антитеррористической защищенности объектов образования, утвержденные постановлением правительства от 02.08.2019 № 1006. Если собственных ресурсов недостаточно, обратитесь к региональному антикризисному подразделению.
Источник: письмо Минпросвещения от 11.05.2021 № СК-123/07.

Календарь
«    Июнь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив новостей
Май 2021 (16)
Апрель 2021 (41)
Март 2021 (25)
Февраль 2021 (25)
Январь 2021 (7)
Декабрь 2020 (20)
Наш опрос
Нужна ли в лицее школьная форма?
Нужна
Не нужна
Мне все равно
Обратитие внимание
Официальный сайт МБОУ "Лицей "Развитие" г. Псков

Консультативная помощь родителям по кибербезопасности детей: konsultativnaya-pomosch-roditelyam.pdf [810,58 Kb] (cкачиваний: 75)

Профилактика суицидов. Советы родителям.

Как только вы заметили сниженное настроение у вашего подростка или другие признаки депрессивного состояния, немедленно принимайте меры, для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния.

1. Разговаривайте с ребенком, задавая ему вопросы о его состоянии. Ведите беседы о будущем, стройте планы. Беседы должны быть позитивны, внушать оптимистический настрой, вселять уверенность, показывать, что ваш подросток способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами, - более успешными, бодрыми, добродушными, усугубляя тем самым и без того низкую самооценку подростка, лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.

2. Займитесь с ребенком новыми делами, внесите разнообразие в обыденную жизнь.
Можно записаться в тренажерный зал или делать совместно утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное. Забота о беззащитном существе может мобилизовать подростка и настроить его на позитивный лад.

3. Помочь подростку в соблюдении режима дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Поддерживайте физическое состояние подростка в этот период.

4. Обратитесь за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Что необходимо делать родителям,
чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием

• Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей
• Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения
• Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
• В случае конфликтной ситуации в школе, постарайтесь её устранить, не обсуждая все подробности с ребёнком.
• Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
• Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
• Читайте сами. Пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
• Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на вас впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
• Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
• В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

Рекомендации родителям
по психологической подготовке выпускников к экзаменам

Не секрет, что успешность сдачи экзаменов во многом зависит от настроения и отношения к этому родителе. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовить к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

• Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене, внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
• Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов - это отрицательно скажется на результате. Ребёнок в силу возрастных особенностей не сможет справиться со своими эмоциями и «сорваться».
• Обеспечьте дома удобное место для занятий, последите, чтобы никто из домашних не мешал.
• Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
• Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
• Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
• Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
• Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты как рыба, творог, курага, лимон и орехи стимулируют работу головного мозга.
• Накануне экзаменов обеспечьте ребёнку полноценный отдых. Он должен отдохнуть и как следует выспаться.
• Не критикуйте ребёнка после экзамена.
• Помните: главное снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
Рекомендации родителям десятиклассников
по адаптации к обучению в старшей школе


Уважаемые родители!

1. Ваша задача увидеть, насколько важна для вашего взрослого ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказать ему психологическую поддержку.

2. Не вмешивайтесь во взаимоотношения десятиклассника со сверстниками, не приходите в школу, не выясняйте отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у Вас есть основания для серьезных опасений).

3. Если заметите, что ваш ребенок стал более раздражительным по причине неуспеваемости (или более мрачным и апатичным), чем раньше, помогите ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего, выясните, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постарайтесь объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Проанализируйте вместе с ним те замечания, которые делают педагоги, и сформулируйте новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не Вы).

4. Если увидите, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, не пытайтесь воздействовать на него критикой и упреками, это зачастую оказывается бесполезным. Донесите до него свои опасения в обычной беседе, объясните, что именно в поведении ребенка вызывает беспокойство.

5. Если Ваш старшеклассник поздно возвращаются домой, реже, чем раньше, приглашает друзей к себе, объясните ему, что Вы волнуетесь за него, но ни в коем случае не выдвигайте необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

6. Помогите старшекласснику сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и подготовки к экзаменам. Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение.
Как строить отношения с учителем своего ребёнка

• Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.
• Цените желание учителя сообщать вам что-то новое и важное о ребёнке.
• Не забывайте, что 95% педагогов – женщины, и они требуют деликатности, сдержанности, внимания.
• Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами вашего ребёнка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несёт на себе.
• Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше вы будете знать, тем легче будет общаться.
• Не сердитесь, если в речи учителя уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
• Не избегайте общения с педагогом, даже если он вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контактов.
• Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остаётся прежним, задумайтесь, почему нет изменений.

Родители, отнимающие у детей уверенность

• Пытаются «перетащить» ребёнка на новую ступень развития раньше, чем он объективно к этому готов. Слишком рано начинают учить ребёнка, дают ему слишком сложные для его возраста игрушки и т. п.

• Раздают преувеличенные похвалы, основанные на своих собственных понятиях об «идеале»

• Полностью обслуживают ребёнка. («Нет – нет! Я сама!»)

• Заставляют ребёнка осваивать новые ситуации, даже если он этому сопротивляется. («Перестань - собака тебя не укусит! Ну-ка, погладь её по спинке!»)

• Пытаются оградить ребёнка от всех возможных неприятностей.

• Хотят, чтобы ребёнок побыстрее «повзрослел».

• Сравнивают своего ребёнка с другими детьми. («Посмотри, как у него хорошо получается! А когда уже ты научишься?...»)

• Командуют, кричат, приказывают, контролируют. («Ты совсем не стараешься! Быстро перестань болтать и делай!)

• Слишком заняты, не находят времени, чтобы побыть с ребёнком. («Да перестань ты ныть! Не могу же я разорваться на всех!»)


Родители, дающие детям уверенность

• Позволяют ребёнку развиваться естественным темпом. Ждут, пока он будет готов, или пока он сам не проявит интерес.

• Довольствуются старанием со стороны ребёнка, абстрагируются от конечного результата и понятий об «идеале». («Ты так старался! Молодец!»)

• Позволяют ребёнку экспериментировать и ошибаться.

• Не давят на ребёнка. С пониманием относятся к детским страхам и опасениям.

• Позволяют ребёнку заниматься исследовательской деятельностью и играть в игры, требующие творческих решений. («Хочешь побрызгаться? Давай посмотрим что получится…»)

• Спокойно относятся к темпам развития ребёнка, принимают его таким, какой он есть.

• Выказывают удовлетворение любыми, даже небольшими успехами.

• Позволяют ребёнку испытать на себе последствия своих действий (в разумных пределах).

• Уделяют ребёнку позитивное внимание, когда он этого не ожидает (обнимают, выслушивают его и т. п.)
Несколько советов родителям, заинтересованным в формировании
адекватной самооценки своего ребёнка

• Не оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
• Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
• Поощряйте в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чёт-то лучше его.
• Не забывайте поощрять других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
• Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера, и, возможно, будет завтра).
Правила о правилах дисциплины

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности.

• Правило первое

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.


Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать ребёнка и избегать конфликтов с ним. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.

Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них. И когда подростку разрешается многое, включая и то, что запрещается другим ребятам, он чувствует, что родителям до него нет дела.

Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищёнными в условиях заведённого порядка и определённых правил поведения, то почему они норовят этот порядок и правила нарушить? И здесь можно назвать много причин. Но надо заметить, что на самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения».

• Правило второе

Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.


Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения.

Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».

• Правило третье

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.


Например, родителям часто досаждает чрезмерная активность детей: почему им надо так много бегать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, всё хватать, открывать, разбирать? На самом деле это проявление важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше, чем взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия – всё равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное.
Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку. Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:
ребенка бьют;
над ребенком издеваются;
над ребенком зло шутят;
ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
родители заведомо лгут;
родители пьют и устраивают дебоши;
родители воспитывают ребенка двойной моралью;
родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
родители не умеют любить одинаково своих детей;
родители ребенку не доверяют;
родители настраивают ребенка друг против друга;
родители не общаются со своим ребенком;
вход в дом закрыт для друзей ребенка;
родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу; родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

• Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
• Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
• Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
• Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
• Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
• Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
• Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
• Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
• Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
• Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!
• Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!
Как улучшить отношения с подростком

Часто бывает, что ребенок, будучи в раннем детстве очень откровенным, подрастая, все меньше рассказывают родителям о своих проблемах и заботах. Особенно остро подобные проблемы появляются у родителей в общении с подростками.
Подростки, имеющие конфликтные отношения с родителями, чаще всего пытаются отстоять свои права: право на самостоятельность, собственные предпочтения, право самому выбирать друзей, иметь секреты и тайны, свободное время, право быть одному, быть выслушанным и принятым всерьез, право делать ошибки и быть ответственным за них, право выражать себя через прическу и одежду.
Причины трудностей ребенка и подростка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать. Для этого очень полезно использовать технику «активного слушания». Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Некоторые правила активного слушания:

• Повернитесь к ребенку лицом, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к ребенку и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
• Если вы беседуете с расстроенным или огорченным подростком, желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.
• В беседе важно «держать паузу». После каждой реплики лучше немного помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно чувствовать, что вы рядом. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит важная внутренняя работа.
• При необходимости полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Беседа по способу активного слушания дает вам следующие результаты:

• Исчезает или, по крайней мере, ослабевает отрицательное переживание ребенка.
• Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
• Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Теперь вспомните свое поведение в конфликтных ситуациях с подростком (что вы говорите ему, как вы это говорите, в какой интонации). Проанализировав его, вы, возможно, заметите те автоматические, привычные выражения, которые мы используем в общении, и которые не всегда приводят к хорошему результату.

Что нам мешает слушать ребенка, или наши автоматические ответы родителей, а также что слышат в них дети

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!». В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, обижаются, упрямятся.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь вовремя, пеняй на себя!». Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживания. Они лишь загонят его в еще больший тупик. Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового, ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитывается в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых. Если в семье трудятся, воздерживаются от грубых слов, не лгут, делят домашнюю работу, - будьте уверены, ребенок знает, как надо себя правильно вести. Совсем не значит, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения, однако делать это надо только в спокойные минуты, а не в накаленной обстановке, когда наши слова только подливают масло в огонь.

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи». За негативными реакциями стоит стремление ребенка быть самостоятельным, принимать решения самому. Как часто дети сами приходят к тому, что мы перед этим пытались им посоветовать! Но им надо самим принять решение – это их путь к самостоятельности.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушался – пеняй на себя!». И здесь дети отвечают: «Отстань!», «Хватит!», в лучшем случае они перестают нас слышать.

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделал не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя надеялась», «Вечно ты…». Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе, а низкая самооценка порождает новые проблемы. Постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.

7. Похвала: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!». Как это не странно, в похвале есть элемент оценки. Когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. Или он может заподозрить, что вы неискренни с ним.

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!»

9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…». Близок к этому следующий тип ошибок.

10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Ну почему ты молчишь?». Удержаться в разговоре от расспросов трудно. Лучше использовать утвердительные предложения. Для переживающего ребенка вопрос может звучать как холодное любопытство, утвердительная фраза – как понимание и участие.

11. Отшучивание, уход от разговора. Вы можете проявлять чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами».

Активно слушать – это не способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите, это путь установления лучшего контакта, способ показать, что вы готовы безусловно его принимать со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Будьте искренни с подростком, вам должно быть «по-настоящему интересно» выслушать его проблему. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
Как поощрять ребенка в семье

• Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
• Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
• Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
• Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
• Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
• Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.
• Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
• Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
• Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
• Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
• Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
• Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
• Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!